Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период с.... по... была пройдена производственная практика (Практика в различных предметных областях начального образования) на базе МБОУ «Борковская СОШ» (Вологодская обл. Никольский р-н, п.Борок, ул.Набережная д.20).
Цель производственной практики: содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога, готовности к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования, готовности реализовывать образовательные программы по иностранному языку в соответствии с требованиями образовательных стандартов, способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики. Педагогическая (преподавательская) практика проводится в соответствии с требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Дошкольное образование», утвержденного 22.02.2018 № 121 и основной образовательной программы высшего образования (ООП ВО) по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность «Дошкольное образование», разработанной в Московской международной академии.
Задачи производственной практики:
формирование способности организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;- формирование способности осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении;
совершенствование способности использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания;
образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;- совершенствование способности формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов.
Виды деятельности во время производственной практики:
1) Анализ основной образовательной программы, по которой работает СОШ.
2) Изучение и анализ планирования.
3) Составление конспектов пробных занятий по различным видам деятельности детей в соответствии с программой.
4) Проведение пробных занятий по различным видам деятельности детей в соответствии с программой.
5) Самоанализ проведённых занятий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ основной образовательной программы, по которой работает СОШ.
Образовательная программа начального
общего образования (для 1-4 классов).
Форма обучения: Очная.
Нормативный срок обучения: 4 года
Продолжительность учебной недели: 5 дней.
Количество обучающихся: 37.
ООП НОО включает три раздела:
Целевой.
Определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися программы и систему оценки достижения этих результатов.
1. Содержательный. Включает рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и рабочую программу воспитания.
2. Организационный. Включает учебный план.
Цели реализации ООП НОО:
• обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
• развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса; организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
• создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
• организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке [1].
Изучение и анализ планирования.
Планирование в начальной школе — важный компонент регулятивных универсальных учебных действий. Под планированием понимается определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Изучение планирования в начальной школе включает в себя несколько этапов:
1. Формирование первичного опыта. При изучении различных учебных предметов у учеников появляется мотивация к самостоятельному выполнению.
2. Развитие способа выполнения. Ученики, основываясь на опыте, развивают способ выполнения планирующего универсального учебного действия [3].
3. Включение изученного УУД в практику. Организуется самоконтроль выполненного задания и при необходимости намечается коррекционная работа.
4. Контроль уровня сформированности УУД. Осуществляется системное практическое использование планирующего универсального учебного действия как на уроках, так и во внеурочной деятельности [2].
Учебный план и план внеурочной деятельности начального общего образования размещены в Приложении 1.
Анализ планирования в начальной школе показывает, что успешность учебной деятельности во многом зависит от возможностей учеников предусмотреть предстоящие действия, от умения выделить всевозможные варианты выполнения задания, проанализировать особенности каждого варианта и выбрать наилучший.
Составление конспектов пробных занятий по различным видам деятельности в соответствии с программой.
В качестве занятий и самоанализа был выбран один урок по программе литературного чтения и одно воспитательное мероприятие.
Тема: «Как хорошо уметь читать».
Цель: Знакомство с произведениями С.Я. Маршака.
Задачи:
- обучающие: расширение интеллектуального и словарного запаса посредством знакомства с творчеством писателя.
- развивающие: развитие знаний отечественной литературы.
- воспитательные: формирование мотивации к изучению предмета литературное чтение и формирование любви к чтению.
УУД:
- личностные: формирование ситуации успеха посредством продуктивной учебной деятельности.
- регулятивные: формирование умения формулировать цель и задачи урока.
- познавательные: формирование умения ориентироваться в системе знаний.
- коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме и сотрудничать как с учителем, так и с классом.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование:
• для учителя – презентация, книги С.Я. Маршака.
• для учащихся – картинки – иллюстрации.
Литература для подготовки к уроку:
1) Адаскина, А. А. Особенности подготовки учителей начальных классов к преподаванию литературного чтения по системе развивающего обучения / А. А. Адаскина // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20, № S1. – С. 61-70.
2) Косикова, С. В. Готовность учителя к формированию читательской грамотности младшего школьника / С. В. Косикова // Качество педагогического образования в условиях современных вызовов : сборник научных трудов IX Международного форума по педагогическому образованию, Казань, 24–26 мая 2023 года. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. – С. 219-226.
3) Первова, Г. М. Литературоведческий подход к методической подготовке учителей начальных классов / Г. М. Первова // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы : Материалы ХIII Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием), Тамбов, 28 ноября – 04 2022 года / Отв. редактор Л.Н. Макарова. – Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. – С. 172-179.
4) Пронина, П. Ю. мультимедийные возможности в методике преподавания литературного чтения в начальной школе / П. Ю. Пронина, С. С. Сорокина, В. А. Черкасов // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : МАТЕРИАЛЫ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Белгород, 25 декабря 2023 года. – Белгород: ООО ГиК, 2023. – С. 379-341.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Иманов, А. Д. Управление процессом информатизации образования / А. Д. Иманов // Интернаука. – 2021. – № 35-1(211). – С. 23-24.
2) Ишонкулова, Ф. Э. Информационные технологии в начального образования / Ф. Э. Ишонкулова // Мировая наука. – 2020. – № 3(36). – С. 236-239.
3) Кононова, С. В. Здоровьесберегающие технологии в системе начального образования / С. В. Кононова // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". – 2020. – № 1. – С. 19-22.
4) Куницына, С. М. Проектирование образовательной среды начальной школы / С. М. Куницына // Журнал психолого-педагогических исследований. – 2023. – № 1(1). – С. 12-19.
5) Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения : Материалы VI Всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 22 января 2024 года. – Иркутск: ООО "Типография "Аспринт", 2024. – 218 с. – ISBN 978-5-605-16059-5.
6) Серафимович, И. В. Предпосылки, трудности и ресурсы перехода начального общего образования на федеральные основные образовательные программы / И. В. Серафимович, Е. Н. Мартынова // Современный младший школьник: развитие, воспитание, социализация : Сборник научных материалов к 40-летию кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 78-86.